Мифологический подход к управлению реальностью
У каждого из нас есть внутренний мир, который у нас не отнять, и внешний окружающий мир, который «наш» лишь отчасти. (От «я мало что понимаю и ничего не могу поделать» до «я кое-что в состоянии изменить»; при этом наихудший вариант: «мне кажется, что я всё держу под контролем».)
На самом деле, внешний мир – не вполне внешний; он, конечно, существует сам по себе, но воспринимаем-то мы его не «как он есть», а сквозь призму своего внутреннего мира. И эта призма вносит порой серьёзные искажения. (Если не сказать – капитальные, способные всё перевернуть с ног на голову. Голова, желательно, должна быть крепкой.)
Вы увлекались когда-нибудь подводной охотой? Чтобы подстрелить рыбу из подводного ружья, нужно вносить поправку на коэффициент преломления воды. Иначе вы промажете. Точно так же и с нашим восприятием: оно обладает очень большим и, хуже того, нелинейным «коэффициентом преломления», искажающим воспринимаемую картину реальности. Иногда эта картина полностью замыкается сама в себе – и тогда мы живём в иллюзиях.
А мы желаем управлять окружающим миром, держать его под контролем, изменять по своему хотению! (Чем, кстати, иллюзий больше, тем это желание сильнее!) Так вообще возможно ли это: управлять своей жизнью в социуме, своей судьбой?!
Всё же подводная охота многим из нас удаётся, несмотря на искажения, вносимые толщей воды. Просто нужно научиться вносить поправки – и подводный мир вам покорится! Не значит ли это, что есть надежда чему-то научиться и с окружающим миром?
Аналогия – не доказательство. Тем не менее, в данном случае аналогия справедлива. Действительно, у нас есть возможность внести поправки в искажённую картину мира. Только учиться придётся намного более сложным – но и более интересным! – вещам. Для этого нам необходимо что-то сделать с нашим внутренним миром, чтобы он стал более структурированным, гибким, понятным, управляемым, более пригодным для адекватного отображения внешней реальности. Ведь для того чтобы чем-то управлять, нужно, прежде всего, это «что-то» правильно воспринимать.
Вывод таков: управление внешней реальностью (всегда лишь частичное) неотделимо от осознанного развития, структурирования и понимания внутреннего мира и осуществляется через него. Что, кстати, придаёт особый смысл и вкус самопознанию: не «искусство ради искусства», а рабочий инструмент управления внешней реальностью.
Говоря о самопознании, я употребляю слово «понимание». Разумеется, эти слова – не синонимы. Есть невербальное знание, которое невозможно передать, описать словами, то есть «понять». Увы, без вербальной или образной интерпретации, которая и есть понимание, невербальное знание мертво – оно существует само в себе, без какого-либо выхода во внешний мир, наружу. Понимание очень важно для нас; потребность в понимании – один из основных факторов, сделавших (точнее, заставивших стать) приматов людьми.
Самопознание – понимание глубин внутреннего мира, необходимое для его проработки, структурирования и осознанного развития (а ведь мы хотим ещё большего – вырастить в нём инструмент управления реальностью!), происходит на единственно пригодном для этого языке – языке мифа. Мифологическая парадигма, сочетающая в себе слово, образ и символ (то есть связь обыденного с волшебным), позволяет выработать картину мира, которая, с одной стороны, понятна рациональному разуму, поскольку описана словами, а значит, управляема, – а с другой стороны, достаточно метафорична (волшебна), чтобы действительно (а не лишь на словах) подключить, активизировать глубинные бессознательные слои внутреннего мира, призвать и воодушевить их работать на нас.
При этом мы не превращаемся в рабов мифологической парадигмы, как это происходит в большинстве сект и во многих религиях, – напротив, мифологическая парадигма служит нашему сознательному «Я».
Как, по какой общей схеме происходит управление окружающей реальностью изнутри хорошо проработанного и структурированного внутреннего мира с использованием мифологической парадигмы?
Все люди, включая нас с вами, заключены во множество циклических (а иногда однократных, линейных – но это менее интересно) социальных сюжетов различного масштаба: семейных, гендерных, рабочих, дружеских, политических, религиозных, творческих, по интересам, связанных с возрастом и здоровьем и т.д. Привязка к сюжетам – порой очень жёсткая! – осуществляется через ролевые модели поведения, то есть социальные и поведенческие роли, которые мы играем: отец/мать, муж/жена, родитель/ребёнок, начальник/подчинённый, а также лидер/ведомый, тиран/жертва/спаситель, хозяин/слуга, учитель/ученик, созидатель/разрушитель, агрессор, обманщик, шут, бунтарь, защитник, предатель, миролюбец, герой, трус, неудачник, лох и т.д.; подобных ролевых моделей можно насчитать несколько сотен в зависимости от детализации. Каждая роль выражается в характерном стиле поведения. Как правило, не мы выбираем роли, а они нас. Это происходит автоматически и кажется самоочевидным: а как же иначе?!
Все реализуемые в жизни сюжеты и роли отражены в мифах – с той или иной степенью детализации. Сюжет – это мифологема (во всяком случае, такова его смысловая основа), роль – мифологический персонаж.
Познавая, структурируя, развивая и «оживляя» свой внутренний мир на языке персонального мифа, вы получаете возможность сознательно выбирать (и даже конструировать) те или иные ролевые модели поведения и наполнять их энергией. Используя осознанные, а не автоматические ролевые модели поведения, вы воздействуете на сюжеты: другие включённые в них персонажи (роли) вынуждены реагировать на изменение вашего ролевого поведения, чтобы сохранить систему. Это трудно, требует большого расхода энергии, поэтому так важно реальное мифологическое включение (а не только ментальное, в котором энергии мало).
Поскольку в основе каждого сюжета лежит миф, и вы можете его сформулировать, то есть выразить в метафорической форме, у вас есть возможность планировать изменение сюжета в нужном вам направлении. В новом сюжете вы будете играть новую, более подходящую для вас роль.
Этот способ управления окружающей реальностью, основанный на использовании «выращенного» вами инструмента внутреннего мифологического пространства (личного мифа, внутреннего пантеона) согласуется с прямой внешней деятельностью, которую вы осуществляете, исходя из выбранной вами роли, – эффект удваивается. Искусство заключается в том, чтобы не разрушить систему, – оно приходит с опытом.
Помимо прямой пользы, это ещё и очень увлекательное, заряженное энергией занятие.